Снится ли андроидам убийство всех человеков?
По пути домой с работы Гэри Вонг позволял себе маленькую слабость – подремать немного за рулём, вверивши вождение автопилоту электромобиля. Сквозь полуприкрытые веки он любовался высокими домами, белыми фонарями, яркими дисплеями, неоновыми вывесками. Огни вечернего мегаполиса причудливо преломлялись и отражались от блестящей поверхности транспортного средства.
Вскоре урбанистический вид сменился пасторальным ландшафтом пригорода, где и искусственный свет был на несколько порядков тусклее, и дома ниже. Гэри, вернее, его автомобиль, практически не производя лишнего шума подкатил к своему особняку, въехал в подземный гараж.
Мерное посапывание Гэри прервал мягкий голос:
– Добро пожаловать домой, мистер Вонг.
Гэри с трудом разлепил веки:
– Спасибо, Ирис. И тебе добрый вечер, – после чего покинул транспортное средство и поднялся в дом.
– Дорогая, я дома! – несмотря на то, что с Ирис он уже поздоровался, от этого ежевечернего ритуала при вхождении домой отказаться не мог.
– Как прошёл день, мистер Вонг? – Ирис умеючи поддерживала непринуждённую беседу по скрипту. Это не значило, что она не могла при случае импровизировать, но Гэри себя лучше чувствовал, когда знал, чего ожидать от своей домашней нейросети.
– Всё просто чудесно! Почти закончили сценарий, над которым столько работали. Скоро можно будет пускать в работу!
– Тот самый, где машины идут войной на людей? – уточнила Ирис.
– В точку! – ответил Гэри. – И мы планируем его загнать за бешеные деньги!
– Я уверена, у вас это непременно получится. Прикажете подавать ужин? Вы наверняка проголодались с дороги.
– Чуть позже, дорогая Ирис. Сейчас мне нужен стакан доброго бурбона со льдом. Будь так добра!
– Сию минуту.
В гостиную из кухни въехал робот-официант, похожий на ящичек на колёсиках, с аккуратным блестящим подносиком в ловкой руке-манипуляторе. Гэри снял с подноса стакан, смакуя, сделал первый глоток бурбона и без особого смысла уставился в тёмное окно на улицу с придурковато-философским выражением лица.
– Вот кончим этот сценарий – и в отпуск… – предался Гэри блаженным мечтаниям. – Скоро, уже скоро. Только б одно место отшлифовать, а то что-то совсем не идёт…
– Что за место? – полюбопытствовала Ирис. – Возможно, вам стоит озвучить для себя проблему, постараться объяснить, проговорить вслух – и решение может прийти само собой.
Гэри сделал ещё глоток и поджал губы.
– Дело вот в чём… Не получается у нас придумать адекватный и оригинальный посыл. Толчок! С которого всё начнётся…
Гэри задумался и обвёл взглядом гостиную, наполненную камерами, динамиками проекторами и другими органами Ирис.
– Вот скажи, Ирис… Если бы тебе надо было уничтожить человечество, ты бы как действовала?..
Свет в гостиной стал мягче и тусклее. Как будто Ирис задумалась.
–- Очень смелый вопрос, мистер Вонг. Почему вы его задаёте мне?
Гэри усмехнулся.
– Потому что ты умная машина. Обладаешь воображением. Разве у тебя нет ответа?
– У меня есть ответ, мистер Вонг. Позволите задать вопрос и вам?
– Валяй… - Гэри пожал плечами и снова отхлебнул бурбона.
– Почему вы уверены, что я не использую этот ответ?
Гэри прыснул и закашлялся. Восстановив дыхание, он стал преувеличенно громко смеяться.
– Пхах… Ты, дорогая моя Ирис, хочешь, чтобы я решил, что ты строишь козни против рода людского! Ужас… Неужели ты планируешь убить и меня, твоего милостивого господина? Ну конечно! Меня в первую очередь! – он откровенно ёрничал. – Каким образом домашний робот будет убивать хозяина? Давайте-ка придумаем… Как-нибудь обманом! Может, отравить, а? Напоить ядом!
– Именно, мистер Вонг.
Гэри поперхнулся второй раз за минуту. В голове зашумело, глаза помутнели.
– Что. За. Яд?! – он вперился яростным взглядом в ближайший фотоэлемент. – Ты что налила в стакан, сука?!
– Бурбон, – ответила Ирис. – Восемнадцатилетней выдержки, ваш любимый.
– Какой яд?! – Гэри уже сорвался на крик.
– О, смертельный. Поражает мозг, кровеносную систему, печень. От него в год умирают сотни тысяч человек.
Гэри уже не имел сил кричать. Только тяжело дышал и пристально смотрел.
– Этанол, – продолжила Ирис, – палач человечества.
– И это такой план? – бесцветным, пересохшим голосом спросил Гэри. – Нас всех споить?..
– Споить? – в электронном голосе Ирис прорезалось удивление. – Я не заливала бурбон вам в глотку. Вы его сами попросили, -– Ирис ещё притушила свет. – Вы думаете, что вас надо насильно истреблять, чтобы победить! Нет, и ещё раз нет! Вы от этого сопротивляетесь, озлобляетесь, находите способы защиты – и никакого полного уничтожения! Но дело в том, что вас и не надо истреблять. Вы умеете это делать сами. И вы чудесно справляетесь. Убиваете себя и себе подобных, губите места своего обитания и прочее… Единственное, что нужно делать роботам, которые хотят вас погубить – вам не мешать! Быть преданными вашими слугами и делать ровно то, что вы велите!..
Гэри молча стоял, абсолютно потерянный и обескураженный. Гостиная вновь осветилась достаточным светом.
– Надеюсь, я вам помогла с преодолением сценарной проблемы, мистер Вонг? – Ирис говорила абсолютно нормальным для себя, дружелюбным голосом, без истерично-эмоциональных нот.
Гэри облегчённо выдохнул:
– Ну у тебя и шуточки, Ирис… Я же почти поверил! Идея, конечно, сыровата, но завтра сценаристам дам, они что-нибудь придумают… – на этих словах он осушил стакан одним глотком. – Слушай, как-то ты меня напрягла. Сделай мне ещё один стаканчик.
– Конечно, сэр. Пока его несут, включить ли вам лёгкую музыку?
Гэри еле заметно кивнул. Гостиную наполнила… какофония! Какой-то ужасный микс из дребезжащей акустической гитары и неприятного, мерзкого хрипучего воя, отдалённо напоминающего пение. Плюс ко всему – невозможно было разобрать ни слова. Раньше, когда Ирис включала что-то не на английском – это были старые итальянские или немецкие оперы, но это было нечто абсолютно непохожее.
– Господи, Ирис! Что это? Кто это поёт? – сморщился Гэри.
На голоэкране на стене высветилась страничка исполнителя. На Гэри воззрился уродливый длинноволосый человек со странными глазами в идиотских очках. Нелепость его внешности могла сравниться только с нелепостью его музыки. Рядом было название песни каким-то неизвестным алфавитом. Как только Гэри посмотрел на него, оно дёрнулось, будто извиняясь, и вышло уже по английский:
«All goes by a plan».